[Home][художники][обои][Справочник]

 

ЛУБОК ЛУБОЧНЫЕ КАРТИНКИ

Справочник-Словарь по изобразительному искусству

    ЛУБОК. ЛУБОЧНЫЕ КАРТИНКИ. Народные картинки - произведения графики, преимущественно печатной, выполненные безымянными художниками-самоучками. Существуют также стилизации народных картинок, авторы которых, профессиональные художники, сознательно подражают этому виду творчества.

    Лубочные картинки рассчитаны на распространение среди широких народных слоев, а потому отличаются доходчивостью образов, часто заимствованных из фольклора и воспроизводящих узнаваемые сцены и персонажи. Особенностью лубков являются простота и грубоватость, присущие как изобразительному языку с его обобщенным, несколько примитивным рисунком и яркой локальной раскраской, так и пояснительным текстам, часто развернутым, являющимся неотъемлемой частью лубка.

     

Руссо, Анри. Джунгли на экваторе. 1909. 140,3 x 129,5 см. Холст. Примитивизм. Постимпрессионизм. Франция
Руссо, Анри. Джунгли на экваторе.
1909. 140,3 x 129,5 см. Холст.
Примитивизм. Постимпрессионизм. Франция

    Содержание картинок самое разнообразное - от официальных, посвященных религиозным праздникам, почитаемым святым, правящим монархам, победам русского оружия, до антиправительственных, представлявших верховную власть и духовенство в сатирическом духе (такие лубки печатались в подпольных типографиях и официально подлежали изъятию).

    Большой популярностью в народной среде пользовались лубки на темы былин, присказок, пословиц, а в XIX в. еще и литературных произведений А. С. Пушкина, Н. В. Гоголя, других писателей. К концу XIX в. увеличивается количество лубков на темы песенного фольклора, в частности городского романса.

    Самые ранние из известных ныне лубков появились в Китае и выполнялись от руки. В VIII в. лубки начинают резать на деревянной доске в технике ксилографии и раскрашивать вручную. В Европе наиболее ранние лубки также выполнялись в технике гравюры на дереве, однако появились они значительно позже - в XV в. С XVII в. известны медные лубочные доски. В XIX в. лубок освоил печать с камня - литографию.

    В России народные лубочные картинки имели широкое хождение, начиная с XVII в., но уже в первой четверти XIX в. лубочную форму и приемы берут на вооружение профессиональные художники. Впервые это было сделано А. Г. Венециановым, И. И. Теребеневым в офортах на темы Отечественной войны 1812 г. В свою очередь, мастера-самоучки начали подражать рисованию профессионалов, что, и породило характерное для середины и второй половины XIX в. смешение стилей, оформившееся в полупрофессиональное, так называемое примитивное направление в лубочной картинке.

    В начале XX в. русский лубок, оказавшийся в поле зрения молодых художников-авангардистов М. Ф. Ларионова, Н. С. Гончаровой и др., в разной степени повлиял на формирование их индивидуального стиля.

    Дополнительно смотреть: ПРИМИТИВИЗМ, НАИВНОЕ ИСКУССТВО.

    Дополнительная информация по искусству здесь.

 

[Абстракционизм
[Авангард
[Академизм
[Акварель
[Ампир
[Античность
[Арт Деко
[Барокко
[Бодиарт
[Витраж
[Возрождение
[Гиперреализм
[Глазурь
[Гравюра
[Графика
[Готика
[Декоративно-прикладное искусство
[Дизайн
[Живопись
[Импрессионизм
[Керамика
[Классицизм
[Коллаж
[Композиция
[Конструктивизм
[Кубизм
[Литография
[Линогравюра
[Лубок] 
[Маньеризм
[Мелкая пластика
[Миниатюра
[Модерн
[Московская школа
[Натюрморт
[Неоклассицизм
[Новгородская школа
[Офорт
[Орнамент
[Пастель
[Пейзаж
[Передвижники ТПХВ
[Плакат
[Портрет
[Постимпрессионизм
[Постмодернизм
[Примитивизм
[Реализм
[Реди-мейд
[Рисунок
[Рококо
[Романтизм
[Романский стиль
[Сентиментализм
[Символизм
[Супрематизм
[Сюрреализм
[Экспрессионизм] 

 

 

Рейтинг@Mail.ru

Hosted by uCoz