[Home][художники][обои][Справочник]

 

ПЕЙЗАЖ

Справочник-Словарь по изобразительному искусству

Ван Гог, Винсент Виллем. Рыбачьи лодки на берегу в Сен-Марье.
Ван Гог, Винсент Виллем.
Рыбачьи лодки на берегу в Сен-Марье. Холст, масло.
Постимпрессионизм. Нидерланды и Франция.

ПЕЙЗАЖ. (Франц. paysage, от pays - страна, местность) - в изобразительном искусстве жанр или отдельное произведение, в котором основным предметом изображения является природа. Элементы пейзажа встречаются в искусстве глубокой древности: в изображениях сцен охоты, рыбной ловли, битв. Однако вплоть до эпохи Возрождения пейзажные мотивы неотъемлемы от изображения человека, они лишь указывают на место действия, часто довольно условно (как, например, в русских иконах). Художники Ренессанса обращаются к непосредственному изучению натуры, разрабатывают принципы перспективного построения пейзажного пространства.

Сислей, Альфред. Море-сюр-Луэн.
Сислей, Альфред.
Море-сюр-Луэн. 1881. 38 x 54 см. Холст, масло.
Импрессионизм. Франция.

Исключительно важное место занимает пейзаж как самостоятельный жанр в искусстве средневекового Китая, где вечно обновляющаяся природа считалась наиболее наглядным воплощением жизни. В эпоху классицизма повышается содержательность пейзажа; наряду с топографическим видовым появляются эмоционально насыщенные героический и идиллический варианты пейзажа.

Левитан, Исаак Ильич. Март.. Холст, масло.Реализм. Россия.
Левитан, Исаак Ильич.
Март.. Холст, масло.Реализм. Россия.

В России пейзаж как самостоятельный жанр складывается в начале XVIII в., поначалу это чисто видовой пейзаж, преобладавший в основном в графике (А. Ф. Зубов, М. А. Махаев), позднее в нем находят отражение мотивы и настроения, характерные для того или иного художественного направления - классицизма, романтизма и др. Значительный вклад в развитие пейзажного жанра внесли художники-передвижники (И. И. Шишкин, А. К. Саврасов, Ф. А. Васильев, А. И. Куинджи, И. И. Левитан и др.), в их полотнах реалистическое изображение природы сочетается с драматическими или лирическими настроениями, с возвышенно-философским толкованием пейзажа.

Саврасов, Алексей Кондратьевич. Зима.
Саврасов, Алексей Кондратьевич.
Зима. Около 1870. 65 x 100,7 см. Холст, масло.
Реализм. Россия.

Ведущим жанром становится пейзаж в творчестве французских импрессионистов, работавших на рубеже XIX и XX вв.; важнейшим компонентом их произведений стала вибрирующая световоздушная среда, словно оживляющая изображенные на полотнах уголки природы. В XX столетии получают развитие такие разновидности пейзажа, как городской и индустриальный.

 

[Абстракционизм
[Авангард
[Академизм
[Акварель
[Ампир
[Античность
[Арт Деко
[Барокко
[Бодиарт
[Витраж
[Возрождение
[Гиперреализм
[Глазурь
[Гравюра
[Графика
[Готика
[Декоративно-прикладное искусство
[Дизайн
[Живопись
[Импрессионизм
[Керамика
[Классицизм
[Коллаж
[Композиция
[Конструктивизм
[Кубизм
[Литография
[Линогравюра
[Лубок
[Маньеризм
[Мелкая пластика
[Миниатюра
[Модерн
[Московская школа
[Натюрморт
[Неоклассицизм
[Новгородская школа
[Офорт
[Орнамент
[Пастель
[Пейзаж] 
[Передвижники ТПХВ
[Плакат
[Портрет
[Постимпрессионизм
[Постмодернизм
[Примитивизм
[Реализм
[Реди-мейд
[Рисунок
[Рококо
[Романтизм
[Романский стиль
[Сентиментализм
[Символизм
[Супрематизм
[Сюрреализм
[Экспрессионизм] 

 

 

Рейтинг@Mail.ru

Hosted by uCoz