СИМВОЛИЗМ
СИМВОЛИЗМ (Франц. symbolism, от греч. symbolon - знак, символ) - направление в европейской философии, литературе и художественной культуре рубежа XIX и XX вв.
В основе концепции символистского мировоззрения лежит постулат о существовании за миром видимых вещей другой, настоящей реальности, которую наш мир, мир явлений, лишь смутно отражает. Точно так же все происходящие события - от грандиозных, определяющих судьбы народов и цивилизаций, до незначительных, случающихся в жизни отдельного человека, - символисты считали порождением цепи причин, скрытых от обыденного сознания. Они отрицали науку в качестве универсального инструмента познания основ бытия, невысоко ценили человеческий разум с его склонностью заблуждаться.
Бёклин, Арнольд. Война.
1896. 222 x 170 см. Холст, масло.
Символизм. Швейцария. Цюрих.Единственным, что позволяло приподнять покрывало иллюзорного мира, символисты считали момент прозрения, возникающий во время творческого акта. Отсюда - особая роль, отводимая творческой личности, которая, по мнению символистов, является посредником между нашим иллюзорным миром и сверхчувственной реальностью.
В целом символизм в изобразительном искусстве - явление сложное и неоднородное. Он не выработал своего художественного языка и не может претендовать на то, чтобы называться стилем.
Наиболее часто художники-символисты использовали в своей практике пластическую систему модерна и академизма (неоклассика), однако в отдельных случаях прибегали к гротеску, сознательному форсированию формы и цвета, предвосхищая тем самым будущие авангардистские направления искусства XX в.
Родина символизма - Франция. Здесь, в конце 1860-х - 70-х гг., произошло его оформление (правда, сначала" в литературе), определился круг его "вечных тем": смерть, любовь, страдание, ожидание каких-либо событий. Излюбленными сюжетами символистов стали сцены евангельской истории, а также полуисторические-полумифические события европейского средневековья. Античная мифология также обретала новое прочтение в произведениях символистов. В качестве направления символизм заявил о себе во многих странах Западной Европы - в Бельгии, Франции, Германии, Австрии, Норвегии.
Васнецов, Виктор Михайлович. Три царевны подземного царства.
1879. 152,7 x 165,2 см. Холст, масло.
Символизм. РоссияВ России символизм наиболее последовательно выражен в творчестве М. А. Врубеля, В. Э. Борисова-Мусатова, раннего К. С. Петрова-Водкина, однако и другие известные мастера рубежа XIX и XX вв. в той или иной степени отдали дань символизму (К. Ф. Юон, К. Ф. Богаевский, Л. С. Бакст, К. А. Сомов, М. В. Добужинский и др.).
Дополнительная информация по искусству здесь.
[Абстракционизм]
[Авангард]
[Академизм]
[Акварель]
[Ампир]
[Античность]
[Арт Деко]
[Барокко]
[Бодиарт]
[Витраж]
[Возрождение]
[Гиперреализм]
[Глазурь]
[Гравюра]
[Графика]
[Готика]
[Декоративно-прикладное искусство]
[Дизайн]
[Живопись]
[Импрессионизм]
[Керамика]
[Классицизм]
[Коллаж]
[Композиция]
[Конструктивизм]
[Кубизм]
[Литография]
[Линогравюра]
[Лубок]
[Маньеризм]
[Мелкая пластика]
[Миниатюра]
[Модерн]
[Московская школа]
[Натюрморт]
[Неоклассицизм]
[Новгородская школа]
[Офорт]
[Орнамент]
[Пастель]
[Пейзаж]
[Передвижники ТПХВ]
[Плакат]
[Портрет]
[Постимпрессионизм]
[Постмодернизм]
[Примитивизм]
[Реализм]
[Реди-мейд]
[Рисунок]
[Рококо]
[Романтизм]
[Романский стиль]
[Сентиментализм]
[Символизм]
[Супрематизм]
[Сюрреализм]
[Экспрессионизм]