[Home][художники][обои][Справочник]

 

СИМВОЛИЗМ

Справочник-Словарь по изобразительному искусству

СИМВОЛИЗМ

СИМВОЛИЗМ (Франц. symbolism, от греч. symbolon - знак, символ) - направление в европейской философии, литературе и художественной культуре рубежа XIX и XX вв.

В основе концепции символистского мировоззрения лежит постулат о существовании за миром видимых вещей другой, настоящей реальности, которую наш мир, мир явлений, лишь смутно отражает. Точно так же все происходящие события - от грандиозных, определяющих судьбы народов и цивилизаций, до незначительных, случающихся в жизни отдельного человека, - символисты считали порождением цепи причин, скрытых от обыденного сознания. Они отрицали науку в качестве универсального инструмента познания основ бытия, невысоко ценили человеческий разум с его склонностью заблуждаться.

Бёклин, Арнольд. Война. 1896. 222 x 170 см. Холст, масло. Символизм. Швейцария. Цюрих.
Бёклин, Арнольд. Война.
1896. 222 x 170 см. Холст, масло.
Символизм. Швейцария. Цюрих.

Единственным, что позволяло приподнять покрывало иллюзорного мира, символисты считали момент прозрения, возникающий во время творческого акта. Отсюда - особая роль, отводимая творческой личности, которая, по мнению символистов, является посредником между нашим иллюзорным миром и сверхчувственной реальностью.

В целом символизм в изобразительном искусстве - явление сложное и неоднородное. Он не выработал своего художественного языка и не может претендовать на то, чтобы называться стилем.

Наиболее часто художники-символисты использовали в своей практике пластическую систему модерна и академизма (неоклассика), однако в отдельных случаях прибегали к гротеску, сознательному форсированию формы и цвета, предвосхищая тем самым будущие авангардистские направления искусства XX в.

Родина символизма - Франция. Здесь, в конце 1860-х - 70-х гг., произошло его оформление (правда, сначала" в литературе), определился круг его "вечных тем": смерть, любовь, страдание, ожидание каких-либо событий. Излюбленными сюжетами символистов стали сцены евангельской истории, а также полуисторические-полумифические события европейского средневековья. Античная мифология также обретала новое прочтение в произведениях символистов. В качестве направления символизм заявил о себе во многих странах Западной Европы - в Бельгии, Франции, Германии, Австрии, Норвегии.

Васнецов, Виктор Михайлович. Три царевны подземного царства. 1879. 152,7 x 165,2 см. Холст, масло. Символизм. Россия
Васнецов, Виктор Михайлович. Три царевны подземного царства.
1879. 152,7 x 165,2 см. Холст, масло.
Символизм. Россия

В России символизм наиболее последовательно выражен в творчестве М. А. Врубеля, В. Э. Борисова-Мусатова, раннего К. С. Петрова-Водкина, однако и другие известные мастера рубежа XIX и XX вв. в той или иной степени отдали дань символизму (К. Ф. Юон, К. Ф. Богаевский, Л. С. Бакст, К. А. Сомов, М. В. Добужинский и др.).

Дополнительная информация по искусству здесь.

 

[Абстракционизм
[Авангард
[Академизм
[Акварель
[Ампир
[Античность
[Арт Деко
[Барокко
[Бодиарт
[Витраж
[Возрождение
[Гиперреализм
[Глазурь
[Гравюра
[Графика
[Готика
[Декоративно-прикладное искусство
[Дизайн
[Живопись
[Импрессионизм
[Керамика
[Классицизм
[Коллаж
[Композиция
[Конструктивизм
[Кубизм
[Литография
[Линогравюра
[Лубок
[Маньеризм
[Мелкая пластика
[Миниатюра
[Модерн
[Московская школа
[Натюрморт
[Неоклассицизм
[Новгородская школа
[Офорт
[Орнамент
[Пастель
[Пейзаж
[Передвижники ТПХВ
[Плакат
[Портрет
[Постимпрессионизм
[Постмодернизм
[Примитивизм
[Реализм
[Реди-мейд
[Рисунок
[Рококо
[Романтизм
[Романский стиль
[Сентиментализм
[Символизм] 
[Супрематизм
[Сюрреализм
[Экспрессионизм] 

 

Рейтинг@Mail.ru

 
Hosted by uCoz