Рембрандт Харменс ван Рейн (Rembrandt Harmensz van Rijn) (1606-1669 гг.) - голландский живописец, офортист и рисовальщик, величайший художник Голландии.
Родился в Лейдене, в семье довольно зажиточного владельца мельницы, и после латинской школы недолгое время учился в Лейденском университете, но оставил его ради занятий живописью сначала у малоизвестного местного мастера, а затем у амстердамского художника Питера Ластмана.
В 1634 г. Рембрандт женится на девушке из богатой семьи - Саскии ван Эйлепборх - и с этих пор попадает в патрицианские круги. Начинается самый счастливый период его жизни. Он становится знаменитым и модным художником.
Большое место в творчестве Рембрандта занимает пейзаж, как живописный, так и графический (офорт и рисунок). В изображении реальных уголков страны он умеет так же, как и в тематической картине, подняться над обыденным.
Одно из самых знаменитых его живописных произведений, известное как "Ночной дозор" (1642) - групповой портрет стрелковой роты капитана Баннинга Кока. Но групповой портрет - это только формальное название произведения, вытекающее из желания заказчика. Рембрандт отошел от привычной композиции группового портрета - изображения пирушки, во время которой происходит "представление" каждого из портретируемых. Он расширил рамки жанра, представив скорее историческую картину: по
сигналу тревоги отряд Баннинга Кока выступает в поход. Но само это настроение было чуждо бюргерской Голландии середины века, не отвечало вкусам заказчиков, а живописные приемы шли вразрез с общепринятыми.
Последние 16 лет - наиболее трагические годы жизни Рембрандта. Они полны потрясающей по силе творческой активности, в результате которой созданы живописные образы, исключительные по монументальности характеров и одухотворенности, произведения глубоко философские и высоко этические.
Как офортист, он не знает равных в мировом искусстве. Необычайно усложняется и обогащается его техника офорта. К травлению он прибавляет технику "сухой иглы", по-разному наносит краску при печатании, иногда вносит изменения в доску уже после получения первых оттисков, отчего многие офорты известны в нескольких состояниях.
Рембрандт имел огромное влияние на искусство. Не было в Голландии его поры живописца, который бы не испытал на себе воздействие великого художника. У него было много учеников. Они усваивали систему рембрандтовской светотени, но рембрандтовского постижения человеческой личности, естественно, усвоить не могли.
|
Рембрандт, Харменс ван Рейн. Еврейская невеста. Фрагмент. Около 1666. Холст, масло. Барокко. Нидерланды (Голландия)
|
Рембрандт, Харменс ван Рейн. Портрет Саскии ван Эйленбург. 1633. 52,5 x 44,5 см. Дерево, масло. Барокко. Нидерланды (Голландия)
|
Рембрандт, Харменс ван Рейн. Портрет шестидесятитрехлетней женщины в крахмальном воротничке и чепце. 1634. 71,1 x 55,9 см. Дерево, масло. Барокко. Нидерланды (Голландия)
|
|
Рембрандт, Харменс ван Рейн. Флора (портрет Саскии в виде Флоры). 1634. 125 x 101 см. Холст, масло. Барокко. Нидерланды (Голландия). Санкт-Петербург. Государственный Эрмитаж
|
Рембрандт, Харменс ван Рейн. Портрет молодой женщины с жемчужинами в берете. 1632. 27 x 21 см. Холст, масло. Барокко. Нидерланды (Голландия)
|
Рембрандт, Харменс ван Рейн. Купание Сусанны. Около 1634. 47,2 x 38,6 см. Холст, масло. Барокко. Нидерланды (Голландия)
|
Рембрандт, Харменс ван Рейн. Портрет Саскии в виде Флоры. 1635. 123,5 x 97,5 см. Дерево, масло. Барокко. Нидерланды (Голландия)
|
Рембрандт, Харменс ван Рейн. Автопортрет с Саскией на коленях. 1635-1636. 161 x 131 см. Холст, масло. Барокко. Нидерланды (Голландия)
|
Рембрандт, Харменс ван Рейн. Даная. 1636-1647. 185 x 203 см. Холст, масло. Барокко. Нидерланды (Голландия). Санкт-Петербург. Государственный Эрмитаж
|
Рембрандт, Харменс ван Рейн. Портрет матери художника. 1639. 79,5 x 61,7 см. Дерево, масло. Барокко. Нидерланды (Голландия)
|
Рембрандт, Харменс ван Рейн. Портрет Саскии с цветком. 1641. 98,5 x 82,5 см. Дерево, масло. Барокко. Нидерланды (Голландия)
|
Рембрандт, Харменс ван Рейн. Портрет Агаты Бас. 1641. 105,2 x 83,9 см. Холст, масло. Барокко. Нидерланды (Голландия).
|
Рембрандт, Харменс ван Рейн. Святое семейство. 1645. 117 x 91 см. Холст, масло. Барокко. Нидерланды (Голландия)
|
Рембрандт, Харменс ван Рейн. Молодая женщина в кровати. 1647. 81,3 x 68 см. Холст, масло. Барокко. Нидерланды (Голландия)
|
Рембрандт, Харменс ван Рейн. Сусанна и старцы. 1647. 76 x 91 см. Дерево, масло. Барокко. Нидерланды (Голландия)
|
Рембрандт, Харменс ван Рейн. Вирсавия с письмом царя Давида. 1654. 142 x 142 см. Холст, масло. Барокко. Нидерланды (Голландия)
|
Рембрандт, Харменс ван Рейн. Хендрикье в виде Флоры. 1654. 100 x 91,8 см. Холст, масло. Барокко. Нидерланды (Голландия)
|
Рембрандт, Харменс ван Рейн. Хендрикье на купании. 1655. 61,8 x 47 см. Дерево, масло. Барокко. Нидерланды (Голландия)
|
Рембрандт, Харменс ван Рейн. Читающая пожилая женщина. 1655. 80 x 66 см. Холст, масло. Барокко. Нидерланды (Голландия)
|
Рембрандт, Харменс ван Рейн. Портрет сидящей пожилой женщины. Около 1655. 82 x 72 см. Холст, масло. Барокко. Нидерланды (Голландия)
|
Рембрандт, Харменс ван Рейн. Венера и Амур. Вторая треть 17 века. Холст, масло. Барокко. Нидерланды (Голландия)
|
Рембрандт, Харменс ван Рейн. Молодая женщина, которой старуха удаляет занозу. Вторая треть 17 века. 25 x 21 см. Дерево, масло. Барокко. Нидерланды (Голландия)
|
Рембрандт, Харменс ван Рейн. Портрет дамы со страусовым пером. Вторая треть 17 века. 99,7 x 82,9 см. Холст, масло. Барокко. Нидерланды (Голландия)
|
Рембрандт, Харменс ван Рейн. Портрет девушки. Вторая треть 17 века. 21 x 17,5 см. Дерево, масло. Барокко. Нидерланды (Голландия)
|
Рембрандт, Харменс ван Рейн. Портрет Саскии. Вторая треть 17 века. 100 x 79 см. Дерево, масло. Барокко. Нидерланды (Голландия)
|
Рембрандт, Харменс ван Рейн. Юнона. Вторая треть 17 века. 127 x 108 см. Холст, масло. Барокко. Нидерланды (Голландия)
|
Рембрандт, Харменс ван Рейн. Портрет женщины с алой гвоздикой. 1662. 92,1 x 74,6 см. Холст, масло. Барокко. Нидерланды (Голландия)
|