ЛИТОГРАФИЯ. (Греч. lithos - камень и grapho - пишу, рисую) - вид тиражной, так называемой плоской печати, а также произведения графического искусства, выполненные в литографской технике. Изобретена в середине 1790-х гг. А. Зенефельдером.
Печатной формой служит литографский камень - плита из однородного известняка, пористая структура которого обеспечивает впитывание влаги.
Для получения печатной формы на отшлифованную поверхность литографского камня наносят рисунок специальными жиросодержащими материалами - литографским карандашом (особым жирным мелком) или литографской тушью. Затем рисунок слегка протравливают слабым раствором азотной кислоты с небольшими добавками. Теперь, если увлажнить камень и накатать на него жирную печатную краску, она пристанет в местах, где был рисунок. Обработанные же кислотой и принявшие влагу пробельные участки будут отталкивать жиpнyю краску.
Оттиски с печатной формы можно получать, притиснув к камню бумагу или, как это принято в настоящее время, на специальном печатном станке.
Сравнительно с другими печатными техниками литографию отличает относительная дешевизна. Работать на камне легче и проще, чем на медной доске. Это одна из немногих техник, позволяющая вносить поправки и переделки в рисунок на печатной форме, а также многократно ее использовать для новых; рисунков, предварительно перешлифовав поверхность камня.
Работая на камне, художник помнит, что при печати он получит зеркальное изображение. Избежать этого можно в том случае, когда рисунок выполняется не прямо на камне, а на специальной (автографской) бумаге - КОРНПАПИРЕ. Такая бумага покрыта клеевым слоем. Рисунок наносят на нее обычным литографским карандашом. Затем бумагу кладут рисунком вниз на влажный отшлифованный камень и притискивают к нему. Бумага плотно пристает к камню, рисунок "зажиривает" поверхность и таким образом переходит на камень. После этого бумагу снимают, а камень с нанесенным на него изображением обрабатывают обычным способом.
Кроме черно-белой широко распространена цветная литография. В этом случае для каждого цвета художник выполняет рисунок на отдельном камне и после соответствующей обработки начинает печатать на одном листе бумаги последовательно со всех камней, строго следя за совмещением оттисков. Обычно печать выполняется от более светлых тонов к более темным. Количество цветов и, соответственно, камней бывает разным - три, пять и более.
ОЛЕОГРАФИЯ. (Лат. oleum - масло, греч. grapho - пишу) - вид цветной литографии, применявшейся для воспроизведения масляной живописи. Был распространен во второй половине XIX века. Для большего сходства с живописными произведениями типографские оттиски лакировали и подвергали рельефному тиснению, в результате которого получалась имитация поверхности холста и рельефных мазков.
Дополнительная информация по искусству здесь.
[Абстракционизм]
[Авангард]
[Академизм]
[Акварель]
[Ампир]
[Античность]
[Арт Деко]
[Барокко]
[Бодиарт]
[Витраж]
[Возрождение]
[Гиперреализм]
[Глазурь]
[Гравюра]
[Графика]
[Готика]
[Декоративно-прикладное искусство]
[Дизайн]
[Живопись]
[Импрессионизм]
[Керамика]
[Классицизм]
[Коллаж]
[Композиция]
[Конструктивизм]
[Кубизм]
[Литография]
[Линогравюра]
[Лубок]
[Маньеризм]
[Мелкая пластика]
[Миниатюра]
[Модерн]
[Московская школа]
[Натюрморт]
[Неоклассицизм]
[Новгородская школа]
[Офорт]
[Орнамент]
[Пастель]
[Пейзаж]
[Передвижники ТПХВ]
[Плакат]
[Портрет]
[Постимпрессионизм]
[Постмодернизм]
[Примитивизм]
[Реализм]
[Реди-мейд]
[Рисунок]
[Рококо]
[Романтизм]
[Романский стиль]
[Сентиментализм]
[Символизм]
[Супрематизм]
[Сюрреализм]
[Экспрессионизм]