ЛУБОК. ЛУБОЧНЫЕ КАРТИНКИ. Народные картинки - произведения графики, преимущественно печатной, выполненные безымянными художниками-самоучками. Существуют также стилизации народных картинок, авторы которых, профессиональные художники, сознательно подражают этому виду творчества.
Лубочные картинки рассчитаны на распространение среди широких народных слоев, а потому отличаются доходчивостью образов, часто заимствованных из фольклора и воспроизводящих узнаваемые сцены и персонажи. Особенностью лубков являются простота и грубоватость, присущие как изобразительному языку с его обобщенным, несколько примитивным рисунком и яркой локальной раскраской, так и пояснительным текстам, часто развернутым, являющимся неотъемлемой частью лубка.
Руссо, Анри. Джунгли на экваторе.
1909. 140,3 x 129,5 см. Холст.
Примитивизм. Постимпрессионизм. Франция
Содержание картинок самое разнообразное - от официальных, посвященных религиозным праздникам, почитаемым святым, правящим монархам, победам русского оружия, до антиправительственных, представлявших верховную власть и духовенство в сатирическом духе (такие лубки печатались в подпольных типографиях и официально подлежали изъятию).
Большой популярностью в народной среде пользовались лубки на темы былин, присказок, пословиц, а в XIX в. еще и литературных произведений А. С. Пушкина, Н. В. Гоголя, других писателей. К концу XIX в. увеличивается количество лубков на темы песенного фольклора, в частности городского романса.
Самые ранние из известных ныне лубков появились в Китае и выполнялись от руки. В VIII в. лубки начинают резать на деревянной доске в технике ксилографии и раскрашивать вручную. В Европе наиболее ранние лубки также выполнялись в технике гравюры на дереве, однако появились они значительно позже - в XV в. С XVII в. известны медные лубочные доски. В XIX в. лубок освоил печать с камня - литографию.
В России народные лубочные картинки имели широкое хождение, начиная с XVII в., но уже в первой четверти XIX в. лубочную форму и приемы берут на вооружение профессиональные художники. Впервые это было сделано А. Г. Венециановым, И. И. Теребеневым в офортах на темы Отечественной войны 1812 г. В свою очередь, мастера-самоучки начали подражать рисованию профессионалов, что, и породило характерное для середины и второй половины XIX в. смешение стилей, оформившееся в полупрофессиональное, так называемое примитивное направление в лубочной картинке.
В начале XX в. русский лубок, оказавшийся в поле зрения молодых художников-авангардистов М. Ф. Ларионова, Н. С. Гончаровой и др., в разной степени повлиял на формирование их индивидуального стиля.
Дополнительно смотреть: ПРИМИТИВИЗМ, НАИВНОЕ ИСКУССТВО.
Дополнительная информация по искусству здесь.
[Абстракционизм]
[Авангард]
[Академизм]
[Акварель]
[Ампир]
[Античность]
[Арт Деко]
[Барокко]
[Бодиарт]
[Витраж]
[Возрождение]
[Гиперреализм]
[Глазурь]
[Гравюра]
[Графика]
[Готика]
[Декоративно-прикладное искусство]
[Дизайн]
[Живопись]
[Импрессионизм]
[Керамика]
[Классицизм]
[Коллаж]
[Композиция]
[Конструктивизм]
[Кубизм]
[Литография]
[Линогравюра]
[Лубок]
[Маньеризм]
[Мелкая пластика]
[Миниатюра]
[Модерн]
[Московская школа]
[Натюрморт]
[Неоклассицизм]
[Новгородская школа]
[Офорт]
[Орнамент]
[Пастель]
[Пейзаж]
[Передвижники ТПХВ]
[Плакат]
[Портрет]
[Постимпрессионизм]
[Постмодернизм]
[Примитивизм]
[Реализм]
[Реди-мейд]
[Рисунок]
[Рококо]
[Романтизм]
[Романский стиль]
[Сентиментализм]
[Символизм]
[Супрематизм]
[Сюрреализм]
[Экспрессионизм]