ПЕРЕДВИЖНИКИ. Художники, входившие в российское творческое объединение Товарищество передвижных художественных выставок. Товарищество образовалось в 1870 году в Петербурге в противовес официальному центру искусства - Императорской Академии Художеств.
Крамской, Иван Николаевич.
Неизвестная. 1883. 75,5 x 99 см.
Холст, масло. Реализм. Россия.
Идейным вождем нового объединения стал И. Н. Крамской. Освободившись от академических порядков и ограничений в создании, показе и продаже своих произведений, передвижники организовали внутреннюю жизнь товарищества на кооперативных началах, развернули просветительскую деятельность. Начиная с 1871 года, товарищество устроило 48 передвижных выставок в Петербурге, Москве, Киеве, Казани, Риге, Одессе и других городах.
Решительно порвав с канонами и идеалистической эстетикой академизма, искусство передвижников имело своей основой творческий метод критического реализма; художники обратились к правдивому изображению жизни и истории родной страны, ее природы. Стремясь служить своим творчеством простому народу, они прославляли его красоту, мудрость, силу, величие, а часто с горячим сочувствием показывали тяжелые условия его жизни.
Шишкин, Иван Иванович.
Сосновый бор. Мрачноватый лес в Вятской губернии.
1872. 117 х 165 см. Холст, масло. Россия.
Ведущими жанрами в искусстве передвижников были бытовой жанр и портрет; значительное развитие получили также исторический жанр и пейзаж; в картинах на евангельские сюжеты воплощались современные нравственно-философские проблемы. ТПХВ в период своего расцвета (1870-90-е гг.) развивалось в сторону все более широкого охвата различных сторон жизни, большей естественности и свободы изображения. На смену суховатой и несколько скованной манере письма, темным краскам приходят свободная,
широкая манера, светлая палитра.
Левитан, Исаак Ильич.
Март. Холст, масло.
Реализм. Россия.
Товарищество объединяло наиболее талантливые художественные силы страны. В его состав в разное время входили Г. Г. Мясоедов, В. Г. Перов, Н. Н. Ге, В. И. Суриков, В. Е. Маковский, И. Е. Репин, А. К. Саврасов, И. И. Шишкин, В. Д. Поленов, Н. А. Ярошенко, И. И. Левитан и др. Авторитет и общественное влияние ТПХВ были необычайно высоки, и АХ, переживавшая в 1890-е гг. глубокий кризис, прекратила травлю передвижников и даже включила ряд ведущих художников в преподавательский состав. ТПХВ
просуществовало до 1923 года.
Дополнительная информация по искусству здесь.
|
|
|